Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На протяжении полувека текст остается предметом пристального внимания лингвистики. Одной из причин актуальности исследований текста является тот факт, что произведения отражают коммуникативные возможности человека, наиболее близко подходят к раскрытию тайнам человеческой природы. С развитием новых жанров литературы расширяется поле исследуемых разновидностей текста. В настоящее время все большее распространение и признание получают такие жанры литературы, как фэнтези и научная фантастика. Современный мир все больше увлекается жанром фэнтези в самых разнообразных его проявлениях: литературные произведения, кинофильмы, видеоигры, основанные на классических сюжетах. [4]
Современному литературному процессу свойственно отходить от так называемых традиционных жанров и ориентироваться на создание «промежуточных» жанров, таких как ретро-детектив (историческая мистика) или исторический детектив, фэнтези или так называемая «фольклорная история». Борис Акунин - известный автор ретро-детективов, вызывающих восхищение не только в России, но и далеко за ее пределами.
Детективному творчеству известного литературоведа Григория Чхартишвили, пишущего под псевдонимом Борис Акунин, постоянно уделяют внимание, как критики, так и теоретики литературы, изучающие современные тенденции литературного процесса как поликультуру.
Творчество Бориса Акунина - значимое явление современной средней литературы, без которого невозможно составить целостную картину мейнстрима литературного процесса рубежа ХХ-ХХI веков. Но анализ последних произведений известного русского писателя Бориса Акунина показывает, что в последнее время он попытался отойти от детективного жанра, создав так называемую «монументальную постановку».
Объектом исследования является процесс развития средства создания образности в романе Турецкий Гамбит.
Предметом исследования являются способы, и средства развития средства создания образности в романе Турецкий Гамбит при изучении произведения Б. Акунина.
Цель данной работы – обоснование способов формирования средства создания образности в романе Турецкий Гамбит на основе изучения в романа Б. Акунина.
Задачи работы:
• Рассмотреть теоретические вопросы изучения формирования творчества Б. Акунина в контексте культуры
• Рассмотреть место творческой деятельности Б. Акунина
• Показать особенности средства создания образности в романе Турецкий Гамбит на основе изучения романа Б. Акунина.
Гипотеза исследования - в том, что можно предположить, что на основе доступных источников литературы, исследовательский анализ влияния развития средств создания образности в романе Турецкий Гамбит на основе изучения в романа Б. Акунина при изучении романа.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: литературный, кинематографический, формальный, образно-стилистический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам формирования средств создания образности в романе Турецкий Гамбит на основе изучения романа Б. Акунина.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые рассмотрено формирование средств создания образности в романе на основе изучения романа Б. Акунина.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура работы: содержание, введение, двух глав, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
В первой главе было рассмотрена Биография Б. Акунин. Кроме этого, была рассмотрена возможность изучения жанра детектива как предмета лингвистического исследования. Далее в этой же главе была проанализировано использование выразительных средств и стилистических приемов при написании произведений жанра детектив.
Во второй главе изучались характерные черты произведения романа Турецкий Гамбит, такие как своеобразие его жанра, апология как основа произведения, идейное своеобразие. Далее был проведен стилистический анализ средств создания образности произведения «Турецкий Гамбит» Б. Акунина.
В заключении были подведены итоги работы, сделаны выводы и даны рекомендации по дальнейшему исследованию данной темы.
Структура основной части предопределена тематикой исследования и состоит из четырех глав, разделенных на параграфы.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
Глава 1. Творчество Б. Акунина в контексте культуры
1.1. Б. Акунин. Биография
Борис Акунин (русский: Борис Акунин) - это псевдоним Григорий Шалвович Чхартишвили (Григорий Шалвович Чхартишвили), родившийся 20 мая 1956 года, русский публицист, литературный переводчик и писатель-фантаст. Он родился в Тбилиси в грузинской семье, с 1958 года живет в Москве. «Акунин» (悪 人) - японское слово, которое свободно переводится как «злодей».
В романе «Алмазная колесница» автор определяет акунина как того, кто создает свои собственные правила. Псевдоним «Б. Акунин» также отсылает к анархисту Михаилу Александровичу Бакунину и Акуне, домашнему имени Анны Ахматовой.
Под влиянием японского театра Кабуки он поступил в историко-филологический филиал Института стран Азии и Африки МГУ и стал японоведом. Работал помощником главного редактора журнала «Иностранная литература», однако в начале октября 2000 г. уехал туда работать в художественной литературе.[9]
Под именем Григорий Чхартишвили он является главным редактором 20-томной Антологии японской литературы, председателем правления большой «Пушкинской библиотеки» (Фонд Сороса), а также является автором книги «Пушкинская библиотека». Писатель и самоубийца (М., Новое литературное обозрение, 1999). Он также написал под своим именем литературную критику и переводы из японской, американской и английской литературы. Он левша и, как известно, курит трубку. Был председателем правления мегапроекта «Пушкинская библиотека» (Фонд Сороса), автором книги «Писатель и самоубийца». »(Москва, « Новое литературное обозрение », 1999), литературная критика и переводы с японской, американской и английской литературы.[9]
Под псевдонимом Борис Акунин написал несколько художественных произведений, в основном романов и рассказов из следующих серий: «Приключения Эраста Фандорина», «Приключения сестры Пелагеи» и «Приключения мастера». Акунин специализируется на исторических загадках, происходящих в Императорской России. Лишь после того, как первые книги из серии «Фандорин» были опубликованы к критике, была раскрыта личность Б. Акунина (то есть Чхартишвили).
В 2000 году Борис Акунин был номинирован на премию Смирнова-Букера. В сентябре 2000 года Акунин был назван русским писателем года и стал лауреатом литературной премии «Антибукер» за 2000 год за роман «Коронация» или «Коронация», или «Последний из Романовых».
Книги Эраста Фандорина изданы в Италии, Франции, Японии, США, Польше, Эстонии, Германии и других странах.
В конце 2003 года Британская ассоциация криминальных писателей огласила свой шорт-лист на премию «Кинжал 2003». «Зимняя королева» Бориса Акунина вошла в шорт-лист в категории «Золотые и серебряные кинжалы для художественной литературы».
Два романа Фандорина, «Турецкий гамбит» и «Статский советник», были превращены в высокобюджетные фильмы, побившие рекорды по кассовым сборам в России в 2005 году.
В марте 2013 года Акунин объявил в своем блоге, что собирается свернуть свою карьеру в детективной фантастике (хотя он все еще планирует закончить сериал «Эраст Фандорин», как и обещал) и начать концентрировать свою энергию на новом большом проекте «История России». Он планировал написать восемь томов истории, от средневековья до русской революции, чтобы сделать ее полностью «неидеологической», но интересной для чтения.
К каждому историческому тому будет прилагаться художественная литература, относящаяся к тому же периоду времени. Все художественные произведения станут частью одной длинной семейной саги.[16]
Первая часть проекта вышла в ноябре 2013 года. Она включала в себя два тома: «Часть Европы» (том истории, охватывающий период от образования Киевской Руси в IX веке до начала монгольского завоевания Руси в XIII веке) и «Огненный палец» (сборник из трех новелл, действие которых происходит в один и тот же период). Вторая часть вышла в 2014 году, а третья - в 2015/2016.[16]
1.2. Творческая деятельность Б. Акунина
В 1998 году неизвестный автор под псевдонимом опубликовал четыре детективы с участием царского тайного полицейского по имени Эраст Фандорин. «Б. Акунин », ставший в следующем году бестселлером. Его загадки были игривыми, умными и забавными, противоядием от мрака, который пронизывал большую часть постсоветской культуры.
Акунин / Чхартишвили стал феноменом, его загадки среднестатистического характера стали источником жарких споров.
В своих первоначальных интервью, Акунин, который добавил «Борис» про псевдоним, отметил, что хотя он ссылался в своих произведениях на великих русских писателей прошлого - Эраст Фандорин получил свое имя от злодея из сентименталистского рассказа Николая Карамзина 1792 года «Бедная Лиза», - Акунин не хотел им подражать. Вместо этого, как часто заявлял Акунин, он был художественным художником. Другими словами, он хотел быть больше похожим на Тригорина из «Чайки».[16]
В последнее время автор ориентировался на создание традиционного жанра, монументальной постановки, романа, который отвечал бы на призыв ко всей необходимой спецификации и правилам жанра. Об этом свидетельствуют интервью автора и его произведения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Амирханян В.В., Кудряшов И.А. Образ персонажа в аспекте семантической структуры целостного художественного текста. URL: http://www.ling-expert.ru/conference/langlaw5/kudryashov-amirhanyan.html (дата обращения 08.12.2021).
2. Амусин М. Чем сердце успокоится. Заметки о серьезной и массовой литературе в России на рубеже веков // Вопросы литературы, 2009. – № 3. – С. 5-11.
3. Бабкова Н. Г. Функции постмодернистского дискурса в детективных романах Бориса Акунина о Фандорине и Пелагии. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. – Улан-Уде, 2010. – http://http://www.dissercat.com/content/funktsii-postmodernistskogodiskursa-v-detektivnykh-romanakh-borisa-akunina-o-fandorine-i-pe
4.Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста. Словарь тезаурус. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. – 384с.
5. Болотская М.П., Цветкова М.В. Языковые средства создания трагического как эмоциональной составляющей художественного произведения // Рациональное и эмоциональное в русском языке: сборник трудов Всероссийской научной конференции. – М.: ИИУ МГОУ, 2013. – С. 19–24.
6. Ванина В. В. Экзотизмы в русском языке ХХ в.: На материале словарей, художественных текстов и мемуаров/В.В. Ванина – Новосибирск, 2001. – 228с
7. Виноградов В.С. Перевод. Общие и лексические вопросы: Учебное пособие. – М.: КДУ, 2004. – 240с.
8. Володихин Д.М. Готическое измерение отечественного детектива начала 2000-х гг. // Вестник ННГУ, 2014. – № 2 (2). – С. 253-257.
9.Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. № 1. – С. 64–72
10.Георгинова Н. Ю. Детективный жанр: причины популярности // Научный диалог. – 2013. – № 5 (17): Филология. – С. 62-68.
11.Давлетова Т.А. Персонаж художественного произведения как языковая личность // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 2. – С. 11–14.
12.Завгородняя Г.Ю. Стилизация и стиль в русской классической прозе: монография. – М.: ООО ИПК «Литера», 2010. – 276с.
13. Казачкова А.В. Жанровая стратегия детективных романов Бориса Акунина 1990 – начала 2000-х гг. : автореф. дис. … канд. филол. наук. – Н. Новгород, 2015. – 23с
14.Карасик В.И. Речевое поведение и типы языковых личностей // Массовая культура на рубеже XX–XXI веков: Человек и его дискурс. Сборник научных трудов. – М.: «Азбуковник», 2003. – С. 24–45.
15.Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – М.: Гнозис, 2004. – 390 с.
16.Кронгауз Е. Брусникин, Акунин, другой? // URL: http://os.colta.ru /literature/names/details/951.
17.Крысин, Л.П. Русское слово свое и чужое: исследования по современному русскому языку и социолингвистике. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 188 с.
18.Лесных Е.В. К проблеме классификации устаревшей лексики русского языка» // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Лингвистика,2014. – № 2. – С. 21-27.
19.Лопатин В.В. Рождение слова. Неологизмы и окказиональные образования. – М.: Флинта, Наука, 2001. – 124с
20. Лурье Л. Борис Акунин как учитель истории // Эксперт Северо-Запад. 2000. № 8 (15). URL: http://expert.ru/northwest/2000/08/08noakunin_53821/.
21.Макаркин А. В. Россия, которую мы не теряли. Борис Акунин создает эпос нового типа // Сегодня. – 2008. – № 7. – С. 5.
22.Макеева Е. В. Заимствованная лексика западноевропейского происхождения. – Нижний Новгород, 2009. – 133с.
23.Немцев М. В. Стилевые приемы кинематографа в литературе русского зарубежья первой волны: дис. ... канд. филол. наук. – М., 2004. – 23 с
24.Осьмухина О. Ю. Литература и кинематограф: аспекты взаимодействия Литература и кинематограф: аспекты взаимодействия // Литература в искусстве, искусство в литературе – 2012: Сб. науч. ст. – Пермь, 2012. – С. 96–103.
25. Осьмухина О. Ю. Специфика авторской стратегии Бориса Акунина: жанровый аспект // Евразийское научное объединение: перспективные направления развития современной науки, 2016. – № 3 (15). – С. 143- 147.
26. Осьмухина О.Ю. Русская литература сквозь призму идентичности. – Саранск: Изд-во Мордов. унта, 2009. – 288с
27.Осьмухина О.Ю., Казачкова А.В. Готическое измерение отечественного детектива начала 2000-х г. // Вестник ННГУ, 2014. – № 2 (2). – С. 57-61.
28.Потанина Н.Л. Диккенсовский код "Фандоринского проекта"// Вопросы литературы, 2004. – № 1 – С. 31-39.
29. Райнеке Ю.С. Исторический роман постмодернизма и традиции жанра (Великобритания, Германия, Австрия): дисс. … канд. филол. наук. – Москва, 2002. – 155 с.
30.Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 368с.
31. Самотик Л.Г. Язык «Турецкого гамбита» Б. Акунина: очерк и словарь – Красноярск: РИО ГОУ КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005. –136с.
32. Саруханян А. П. Детектив // Энциклопедический словарь английской литературы ХХ века / отв. ред. А. П. Саруханян; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН. – М.: Наука, 2005. – С. 142-148.
33.Саруханян А.П. Энциклопедический словарь английской литературы ХХ века/ А. Сарухянян. – М.: Наука, 2005. – 600с.
34. Снигирева Т.А., Подчиненов А.В. Исторический роман: версия Б. Акунина. – М.: Наука, 2013. – 155с.
35. Циплаков Г. Зло, возникающее в дороге, и дао Эраста / Г. Циплаков // Новый мир. – 2001. – № 11. – Режим доступа: http magazines. russ.ru/novyi_mi /2001/11/ciip.html.
36. Черняк М.А. Массовая литература XX века. – М.: Флинта, Наука. 2007. – 430 с.
37. Черняк М.А. Отечественная проза XXI века: предварительные итоги первого десятилетия. – СПб.; М.: САГА: ФОРУМ, 2009. –176с